21 Октябрь 2010 | Lady Million
Размещено в Уроки бизнеса
Эффективный бизнес-план – пособие по созданию
Специалисты единодушны – любой бизнес-план должен быть составлен в соответствии с конкретной жесткой структурой, необходимой любому бизнес-документу, а тем более такому важному. Однако одной общей для всех схемы не существует, т.к. любой бизнес-план должен быть структурирован в зависимости от того, кто будет его целевым потребителем – банк, трейдер или вы сами. Также структура бизнес-плана зависит и от целей, которые вы перед ним ставите – хотите ли вы продать идею, или получить деньги под свой проект.
Но, несмотря на подобные различия, мы все-таки попытаемся определить стандартную структуру, согласно которой вы сможете создать типовой бизнес-план.
Бизнес-план – пошаговое руководство
1. Описание вашего проекта
Первая часть плана – резюме вашей идеи. Но написать ее можно только после того, когда будет готов весь бизнес-план. Аннотация должна содержать всю необходимую информацию из различных частей бизнес-плана. Эти факторы означают, что, хотя резюме является первым пунктом для подготовки бизнес-плана, пишут его в конце. Аннотация является «витриной» и «рекламой» вашей бизнес-идеи и, следовательно, должна быть особенно тщательно подготовлена. Очень часто успех всего бизнес-плана зависит от того, сможет ли читатель бизнес-плана заинтересоваться аннотацией или нет, потому описание должно не только заинтересовать, но и заставить читать дальше.
ВНИМАНИЕ! Аннотация не убеждает кого-либо инвестировать в проект – она лишь «острая закуска к основному блюду».
Резюме должно содержать следующую информацию:
– цель разработки бизнес-плана;
– пошаговые цели и их исполнение;
– краткое описание товаров/услуг и рынков;
– ваши опыт и навыки лидерства в контексте пригодности для конкретного проекта;
– ключевые финансовые данные – затраты, отдача, прибыль.
2. Характеристика компании
Этот раздел содержит основную информацию о вашей компании (если такая, естественно есть) или о вас лично. Эта часть бизнес-плана является относительно короткой, в ней обычно присутствуют:
– наименование и юридические данный фирмы;
– краткий рассказ о ее деятельности;
– полная контактная информация;
– характеристики владельцев.
Не лишней, но не обязательной является информация:
– история компании;
– миссия и цели предприятия;
– получение призов и прочих наград;
– имеющиеся ресурсы.
3. Характеристика предлагаемого продукта или услуг
Эта часть бизнес-плана должна быть изложена с максимальной тщательностью в деталях, ведь в ней производится тщательный анализ продукта, который вы хотите продать или на котором собираетесь заработать. Потому постарайтесь именно в ней представить важные характеристики, отличающие продукт от конкурентов, обоснование цены на него, а также рассказ о каналах продаж и прочую информацию. Так же в этой части бизнес-плана допускаются описания технологии изготовления продукции и других факторов, которые определяют его окончательную форму.
Помните, что эта часть бизнес-плана включает в себя следующую информацию:
– описание вашего продукта или услуги;
– описание технологии;
– сравнение с продуктами конкурентов; конкурентные преимущества; ценность для клиента;
– авторские права и патенты;
– планы по модернизации продукта;
– законодательство, касающееся использования продукта;
– фаза жизненного цикла продукции.
4. Изготовители, управленцы и продавцы
Здесь вы должны рассказать об уже существующих структурах, которые займутся изготовлением продукта, его продвижением на рынок и его продажами или, если этих структур еще нет, о том, что понадобится для того, чтобы создать (арендовать) их. Помните, что не идея, а люди являются наиболее важной частью любого проекта и именно от них зависит весь успех любого проекта.
И пусть пока думаете, что это не так, тот, к кому вы придете с вашим проектом, поверьте нам, будет думать иначе. Потому в этом разделе вы приводите следующую информацию:
– отдел менеджмента, необходимый для осуществления проекта;
– структура производства;
– распределение обязанностей между разными секторами будущей компании;
– заработная плата, занятость и профессиональная подготовка всех исполнителей проекта;
– система мониторинга и контроля их действий;
– строительные, рекламные и консультационные услуги, которыми будет вынуждена пользоваться ваша компания;
– руководство всем бизнесом.
5. Рынок и конкуренция
Эта часть бизнес-плана должна описать нишу, в которой ваша компания будет работать, поэтому здесь характеризуйте рынок, уточняя ключевые аспекты всей предстоящей вам финансовой борьбы на нем. Также вы должны указать информацию о подобных вашему брендах и конкурентах. Учите, что чем лучше вы знакомы с деятельностью компаний, с которыми хотите конкурировать, тем лучше вы подготовлены к предстоящей вам работе. Также вы должны рассказать о клиентах, которых заинтересует ваш продукт или услуга, помня, что правильное определение их потребностей является ключом к успеху.
Примерная структура этой части бизнес-плана включают следующую информацию:
– характеристика производства;
– описание конкурентных компаний, преобладающих на рынке;
– сегментация рынка;
– ваши клиенты (типы клиентов, кто они, каковы их потребности, когда и где они смогут купить ваш товар, и почему они выберут именно вас);
– описание конкурентов и их позиции на рынке;
– препятствия или, напротив, удачные факторы для входа на рынок;
– анализ сильных и слабых сторон вашего продукта;
– коммерческая перспектива его продаж.
6. Маркетинг – продажи
В этой часть вашего бизнес-плана вы должны показать, как именно вы намерены заработать деньги на вашей идее. Этот раздел должен убеждать, что вы знаете о том, что и кому вы будете продавать. В маркетинговой стратегии вашего бизнес-плана должны быть учтены данные о целевом рынке, клиентах, конкурентоспособных компаниях и о компаниях, которые станут продавцами вашего продукта.
Эта часть бизнес-план содержит такие пункты как:
1. описание продукта;
2. цена;
3. ценовая стратегия;
4. стоимость единицы продукта/услуги – себестоимость и продажная цена;
5. ценовая конкуренция;
6. скидки;
7. текущие позиции на рынке и прогноз;
8. продажи:
– описание каналов продаж;
– бизнес-партнеры (договора, контракты);
– способы оплаты;
– послепродажное обслуживание и другие услуги.
9. Продвижение и реклама:
– форма рекламы и продвижения;
– способы привлечения клиентов (листовки, буклеты, рекламные щиты, газеты, Интернет, радио, телевидение);
– рекламный бюджет (какой процент от доходов будет потрачен на рекламу);
– проводимые и планируемые рекламные кампании;
– PR (Public Relations) – средство создания положительного корпоративного имиджа.
7. Планы и график их осуществления.
Для осуществления любого проекта необходимо тщательно планировать действия, которые приводят к его успешной реализации. Хаос и отсутствие конкретного графика могут испортить даже очень хороший проект.
Потому в этой части бизнес-плана мы учитываем следующие аспекты:
– цели компании и ожидаемые сроки их реализации;
– путь к достижению целей;
– основные факторы, влияющие на осуществление планов;
ВНИМАНИЕ! Бизнес-план должен включать прогнозы, по крайней мере, на 5 лет с момента создания бизнеса!
9. Финансовый анализ.
Финансовый анализ является последней из самых важных частей вашего бизнес-плана. Можно сказать, что именно эта часть является сердцем вашего бизнес-плана, так как в ней вы осуществляете разработку плана инвестиций, вместе с оценкой будущих прибылей и сроках их получения, а именно это является главным для оценки вашего бизнес-плана на живучесть.
В этой части вы обязательно описать три основных элемента:
– баланс;
– прогноз прибыли и убытков (с учетом всех прогнозируемых расходов);
– общий денежный поток.
Кроме того, финансовый анализ должен также включать (не относится к начинающим компаниям):
– статистические отчеты;
– источники финансирования;
– анализ безубыточности;
– возврат на вложенный капитал;
– текущий и будущий спрос на капитал;
– предположения, на которых основаны представленные прогнозы.
10. Примечания.
В конце бизнес-плана, мы представляем все уточнения и объяснения, которые не вошли в основной документ. Вот примерный список некоторых из них:
– словарь терминов;
– технические характеристики продукта;
– организационная структура;
– биографии членов совета директоров и ключевых сотрудников;
– результаты маркетинговых исследований;
– патентные данные;
– банковские счета компании;
– рекомендации от третьих лиц;
– копии контрактов для оценки деловой активности фирмы.
Вот и вся структура. Теперь вы можете смело создавать свой бизнес-план.
Евгений Ефремов
Комментарии
Оставить комментарий или два